Ученье – свет, дипломов тьма…

Опубликовано: 01.08.08

Количество – без качества

Иными словами, времена, когда наша система образования считалась одной из лучших в мире, похоже, канули в Лету. Причина столь быстрой ее деградации, в общем-то, лежит на поверхности. Высшая школа стала жертвой своей популярности и наплевательского отношения со стороны государства.

В советские времена университеты и институты, как известно, находились на полном гособеспечении. С началом рыночных реформ объем финансирования резко сократился. Учебные заведения фактически были брошены властью на произвол судьбы. Зато им разрешили заниматься коммерческой деятельностью. Результатом стал стремительный рост сектора платных образовательных услуг. И если в середине девяностых в вузах обучалось два с половиной миллиона человек, то десять лет спустя – уже более семи (!) миллионов.

По данным Роскомстата, с середины девяностых к прежним вузам прибавилось три сотни новых, и общее количество институтов, университетов и академий перевалило за тысячу. Почти треть из них – чисто коммерческие (это свидетельствует о том, что платные образовательные услуги – дело весьма прибыльное). Как шутят социологи, за несколько последних лет российские вузы выпустили больше специалистов, чем за десятилетия советской власти. По количеству дипломов на душу населения мы давно перегнали такие страны развитого мира, как Япония, Германия, Франция.

Ничего плохого в этом нет при условии, что вузы торгуют качественной услугой. Но держать марку получается далеко не у всех. Ведь если ряды студентов постоянно пополняются, то ряды квалифицированных преподавателей, напротив, редеют. «Лучшие кадры находят применение в других сферах, потому что преподавательская деятельность, прямо скажем, хлеба не приносит», – со вздохом констатировал доцент Дзержинского политехнического института Дмитрий Суханов.

Эта тенденция характерна и для лучших вузов страны. Недавно СМИ тиражировали высказывание безымянного преподавателя одной из кафедр юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета – знаменитой кузницы российских президентов. Из слов сотрудника университета следовало, что на юрфаке в последние годы «тон задают доценты и старшие преподаватели». Старожилы один за другим уходят на пенсию, а среднее звено преподавателей подалось во власть или бизнес. «Где ученые советы, собственные учебники, конференции мирового масштаба – все, что еще недавно создавало славу юрфака? Профессоров остается критически мало. И даже если они числятся на кафедре, фактически там бывают крайне редко», – поделился наболевшим преподаватель. Некоторое время назад ректор высшей школы экономики Кузьминов публично посетовал, что четыре пятых вузовских программ осуществляют преподаватели, которые не участвуют в научных изысканиях.

Многим сотрудникам вузов не хватает еще и практики. По словам Дмитрия Суханова, сейчас большинство молодых преподавателей политеха знают свой предмет только с теоретической стороны. «Раньше между институтом и предприятиями существовали тесные связи, преподаватели часто выполняли для заводов различные научные заказы и, следовательно, не понаслышке знали об особенностях производства. Часто бывали на предприятиях и студенты. Затем большинство таких связей не по нашей вине оборвалось». Но трагедии в этом молодой преподаватель не видит. «Может быть, нынешний выпускник, с точки зрения работодателя, ничего не умеет, но главное, что отличает человека с высшим образованием, – это высокая степень обучаемости. Он восприимчив к новой информации. В вузе студента готовят, прежде всего, к жизни в широком смысле слова».

Однако у работодателей своя правда: они требуют от молодых специалистов хотя бы минимальных трудовых навыков. «Работодатель хочет, чтобы выпускник знал, чем конкретно ему придется заниматься на рабочем месте, понимал специфику работы. Мне кажется, учебным заведениям стоит учитывать эти запросы при составлении учебных программ», – высказала точку зрения в разговоре с корреспондентом «Репортера» заместитель начальника Дзержинского центра занятости населения Елена Викторова. – Неслучайно сейчас многие преподаватели с пониманием относятся к работающим студентам-очникам».

Филиал – дело тонкое

Сотрудники российского министерства образования в последнее время все чаще критикуют деятельность не только некоторых коммерческих вузов, но и многочисленных филиалов государственных учебных заведений, непрофильных факультетов. Между тем это явление сейчас распространено чрезвычайно. За примерами далеко ходить не надо. Факультет дистанционного обучения в нашем небольшом городе открыл не только университет Лобачевского, но и вузы, территориально гораздо более удаленные от Дзержинска. Насколько эффективным может быть в этой ситуации учебный процесс – большой вопрос.

Сомнения в качестве образования у экспертов возникают и в тех случаях, когда в техническом вузе начинают обучать чисто гуманитарным специальностям. Как, например, в дзержинском политехе, где с некоторых пор готовят специалистов по связям с общественностью – исключительно на коммерческой основе.

Кто виноват и что делать?

Министр Фурсенко недавно возложил основную ответственность за низкое качество российского образования… на самих студентов, которые «стремятся получить бумажку, не заботясь о получении знаний». Как следствие – процветает рынок дипломных и курсовых работ: Интернет просто пестрит предложениями сделать их на заказ, а также приобрести готовые ответы на экзаменационные вопросы, технические новинки, например, ручки с невидимыми чернилами и так далее.

«Лучшим стимулом для хорошей учебы является работа студента по специальности», – уверен доцент Суханов. Однако в том и проблема, что таких юношей и девушек среди учеников Дмитрия сейчас меньшинство. Даже в группе вечернего обучения – несколько человек из двадцати. Большинство же применять полученные знания на практике не собираются вовсе и не скрывают, что пришли в вуз за «корочками».

«Мне кажется, не имеет смысла рассуждать об общем уровне российского образования. Надо говорить об уровне образования конкретного студента. Сейчас все зависит от человека, от того, хочет он учиться или нет. Если желание присутствует, то знания он получит, для этого созданы все условия», – высказал мнение Дмитрий Суханов. Этой же точки зрения придерживается и Елена Викторова. «Сейчас все зависит от самого студента. Если года три-четыре назад я могла сказать, что у выпускника определенного учебного заведения есть какое-то преимущество на рынке труда, то сейчас уже – нет. Бывает, что у выпускника престижного вуза знаний меньше, чем у того, кто закончил менее «статусное» учебное заведение, но упорно занимался. Не раз бывало, что к нам на практику приходили девочки из одной группы, которые, тем не менее, по уровню подготовки отличались разительно».

Многие работодатели уже не акцентируют внимание на том, какой именно вуз закончил человек. Конечно, бывают исключения. Иностранные компании, по словам Елены Викторовой, например, любят высчитывать средний «дипломный» балл претендента на вакансию. И если он ниже четырех с половиной, у соискателя мало шансов на трудоустройство. Поэтому идеально, если у вчерашнего студента плюсы по всем позициям: диплом престижного вуза, хорошие оценки и уже имеющиеся трудовые навыки по основной или хотя бы смежной специальности, которые получены параллельно учебе. Но последний «пункт» в глазах среднестатистического работодателя пока все же самый весомый. Поэтому зачастую гораздо быстрей находят себя в профессии люди, которые не зацикливаются на высшем образовании, а сначала получают рабочую профессию, трудятся и одновременно учатся в вузе. (Руководители среднего звена наших предприятий, как подметили сотрудники ЦЗН, в большинстве своем именно таким образом и делали карьеру.)

«Я считаю, что сегодня юношам и девушкам очень важно как можно раньше – желательно еще до окончания девятого класса – определиться, чем они хотят заниматься в жизни. Тогда и учиться они будут с прилежанием, и с удовольствием подрабатывать по основной или смежной специальности», – считает Елена Викторова. Ей вторит доцент Суханов: «На рынке труда сейчас востребованы, прежде всего, энергичные молодые люди, желающие многого добиться в жизни. Тем не менее, честно учиться и иметь цель – главное для студента. Какой вообще смысл бесцельно получать образование?».

Наталья Панкратова
№31 (450)

Репортер