Опубликовано: 29.02.08
Действительно, два часа в прямом эфире одного из региональных каналов какие-то мальчики и девочки энергично заманивали меня принять участие в своих «викторинах». Вначале всклоченный парень и миловидная девушка уговаривали своих неспящих зрителей угадать «известного человека». Фотография лица знаменитости была предварительно разрезана на несколько частей, каждую из которых закрыли картонкой. Вначале открыли для обзора кусочек носа и губы.
Ведущие сразу впали в эйфорию: «Если вы узнаете знаменитость прямо сейчас, то станете обладателем десяти тысяч рублей! Но и это не все! У вас будет шанс получить сто восемьдесят тысяч в виде специального приза!!! Звоните прямо сейчас!!!». Денежные суммы, как приманки, были крупно изображены на переднем плане. А внизу экрана телевизора бежала в это время узкая бледно-желтая полоска убористого текста.
С немалым трудом я разглядела текст, который содержала «бегущая строка». Оказалось, то были тарифы на звонки на короткий номер студии этой программы. В зависимости от того, какой оператор сотовой связи использовался, различались и тарифы. Один звонок стоил примерно 29 рублей. Однако ориентироваться на эту сумму не имело смысла – у меня на глазах тарифы выросли в полтора раза, потом снова уменьшились… Так они регулярно и «прыгали» на протяжении всей передачи.
Денег было, конечно, жалко, но раз уж обещала проверить все досконально, значит, надо идти до конца. Да и ответ был готов – определенно, Киркоров, которого можно узнать по слегка оттопыренной нижней губе над небритым подбородком.
Звоню. Моментально мне ответила девушка-робот, мол, ваш звонок принят, ждите решения компьютера. И через секунду: «Вы не попадаете в прямой эфир».
Хочу заметить, что во время соединения в студии не раздалось ни одного звонка. Иными словами, связь непосредственно со студией не была занята. Звоню еще. Тот же результат. Между тем ведущие начали принимать звонки, но никто из звонивших знаменитость не угадал. Ведущие предупредили, что в следующем «раунде» угадывания цена выигрыша уменьшится на тысячу рублей, зато вырастет сумма спецприза.
Открыли вторую часть лица. То был глаз знаменитости – подкрашенный, черный, с характерным «восточным» разрезом. Два моих звонка снова были заблокированы неким «компьютером», и я окончательно «смирилась» с тем, что призовые деньги мне ни за что не достанутся. А на экране в это время ведущие, драматично заламывая руки, призывали зрителей не отчаиваться и, несмотря на ошибочные версии, звонить еще и еще.
Кого же называли голоса счастливчиков, отобранных компьютером для телеэфира? Льва Лещенко, Юрия Антонова, Стаса Пьеху, Дмитрия Маликова, Евгения Осина… Как будто и не было на экране «черного глаза» известного красавца. Похоже, претенденты на победу еще и издевались над остальными зрителями.
Не было большой трудностью определить, что в редакции раздавались одни и те же голоса: один мужской и три женских. После того, как были убраны все пять картонок, на самой последней минуте «действа» кто-то из них все же назвал «правильный ответ». Ликование ведущих по этому поводу длилось неадекватно долго. После того, как они объявили, что этот кто-то «получит» много тысяч рублей за «блестящий» ответ, я проверила баланс моего авансового счета. Была обескуражена. Не хватало более ста пятидесяти рублей...
Во втором конкурсе, в котором надо было догадаться, какое слово задумала частично одетая ведущая, я уже, сами понимаете, не участвовала. Утомлять рассказом о деталях спектакля не буду, скажу только, что техника исполнения была прежней и голоса претендентов на «призовые деньги» все теми же, что и до этого.
Очевидность мошенничества создателей «угадайки» сомнений не вызывает. Как и то, что находятся люди, которые этого не понимают. Причем таких, очевидно, немало. Лохотрон выходит в эфир ежедневно, значит, лохотронщики зарабатывают достаточно, чтобы оплачивать дорогостоящий телесигнал и кушать свою булку с маслом.
Свои выводы я постаралась доходчиво объяснить подросткам – Николаю и его двум приятелям, которые тоже согласились поговорить со мной, как с журналистом. Ребята пообещали больше «не шалить».
Вывести же в очередной раз для себя мораль из всей этой истории каждый может сам без труда. Пока люди «покупаются» на легкие деньги, мошенники не переведутся.
Светлана Забалуева
№9 (428)
Репортер