Найдите мне родителей ("Репортер")

Опубликовано: 11.02.08

…В Дзержинском доме ребенка №1 тихо и спокойно. У детей дневной сон. Лишь где-то вдалеке раздается «агуканье» одного из младенцев. «Это самый беспокойный малыш, – поясняют сотрудники «приюта». – Он всегда просыпается самый первый и требует к себе повышенного внимания».

А вот маленький мальчик Алеша, очень способный и толковый ребенок, «схватывает» буквально все налету. Такие дети – отдушина для воспитателей. Но большинство из приютских сирот, а это 70 процентов, – инвалиды, из них 80 процентов – малыши со сложными патологиями. Именно они требуют более тщательного ухода и повышенного внимания.

«Конечно, дети все разные, у каждого свои особенности характера, к каждому нужен свой подход, – рассказывают сотрудники дома ребенка. – Есть, конечно, среди детей и любимчики, но мы стараемся никого не обидеть и не обделить заботой».
Конечно, никакое внимание со стороны работников приюта не сможет заменить любовь матери. Медсестры и санитарки признают этот факт и отмечают, что каждый из их воспитанников мечтает обрести свою семью.

«Сколько положительных эмоций получаешь, когда передаешь детей в семьи, просто не описать! – восклицает главный врач Дзержинского дома ребенка №1 Алексей Цветков. – К сожалению, такие случаи крайне редки». Хотя стоит отметить, что за последние два года количество усыновленных детей немного увеличилось. Немаловажную роль в этом, по мнению сотрудников дома ребенка, играют средства массовой информации. По телевидению постоянно транслируются передачи о детях-сиротах, которые обретают новых родителей. «Все это в конечном итоге меняет массовое сознание людей, – рассказывает Алексей Цветков. – На примере других бездетные пары понимают, что испытать радость материнства и отцовства возможно».

В начале девяностых годов в нашей стране появилось законодательство, которое позволило иностранным гражданам забирать российских детей в свои семьи. Усыновление происходит, в основном, через аккредитированные агентства. Разрешено также независимое усыновление. Сам по себе этот процесс очень длительный (иногда протяженностью до полугода).

В Западной Европе и Америке нет детских домов и домов ребенка, там есть огромные очереди за брошенными детьми. В России около 260 тысяч одиноких детей и очень низкий уровень «спроса» на усыновление. В связи с этим возникает вопрос: что лучше – семья за границей или казенное учреждение на родине? У каждого на этот счет свое мнение. Главный врач Дзержинского дома ребенка №1 отдает предпочтение семье. «Семья для ребенка всегда лучше, – считает он. – Мы очень серьезно относимся к выбору приемных родителей и всегда рады, когда наш воспитанник обретает родных. Очень жаль, что в нашей стране мало пар, которые готовы взять на воспитание ребенка».

При просмотре годовых отчетов последних лет явно прослеживается тенденция к «отъезду» большинства малышей за рубеж. Так, в 2004 году девять детей усыновили иностранцы, российские родители – ни одного. В 2005 году девять малышей увезли за границу и только один попал в российскую семью. В 2006 году двенадцать детей взяли на воспитание иностранные граждане, семеро – остались жить в России. И только в 2007 году число российских пар, которые взяли приемных детей (13 человек), незначительно превысило число иностранных пар (9 человек).

В нашей стране, где число бездетных браков очень велико, люди почему-то не спешат брать детей из воспитательных учреждений. Как отмечает Алексей Цветков, причина кроется в русском менталитете. Взять ребенка на воспитание – это огромная ответственность. Многие дети имеют всевозможные патологии и требуют особого ухода и тщательного наблюдения. Конечно, такие малыши требуют заботы в несколько раз больше, чем здоровые. Но в современных условиях, когда медицина находится на высочайшем уровне, многие проблемы со здоровьем воспитанников домов ребенка вполне разрешимы. К сожалению, большинство россиян этого почему-то понять не хотят. Зарубежные же семьи с радостью готовы взять даже ребенка-инвалида.

Еще одна причина низкого уровня усыновления в России – социальная. Например, за границей родителям, взявшим под опеку ребенка, предоставляются высокие социальные гарантии, в том числе – денежные пособия. «Россия этим похвастаться не может, – говорит главный врач Дзержинского дома ребенка №1. – Поэтому детей увозят в чужие страны».

В то время, когда мы общались с главным врачом дома ребенка, в кабинете Алексея Сергеевича раздался звонок. Приятный женский голос сообщил, что еще одна семья, кстати, русская, желает взять девочку на воспитание. Возможно, еще один маленький человечек обретет свое счастье – счастье иметь родителей.

Елена ГОЛОВИНА.
№6 (425)

Репортер