Опубликовано: 21.01.08
Трудно припомнить другое нововведение реформы образования, которое вызвало бы столь активное неприятие значительной части научной и педагогической общественности. Вокруг единого экзамена долгое время разгорались нешуточные страсти. По мнению противников ЕГЭ, единый экзамен не победит коррупцию, а просто перераспределит «коррупционный налог» из вузов в школы, придав ему форму покупки ответов на вопросы теста. Неизбежны массовые подтасовки, списывания, фальсификации. А главное, по мнению критиков ЕГЭ, достоверная оценка результатов школьного обучения не может быть установлена разовым тестированием, совмещение итоговых школьных и вступительных испытаний в вуз, в принципе, невозможно, так как цели среднего и высшего образования различны, и страны Запада уже отказываются от подобной формы аттестации.
Эксперимент по введению ЕГЭ проводился в России несколько лет. Однако Нижегородская область в нем не участвовала. Руководители нижегородского департамента образования выступали резко против подобной формы аттестации выпускников и, видимо, надеялись, что от нее все же откажутся.
Однако в феврале прошлого года были внесены поправки в закон «Об образовании», согласно которым с 2009 года ЕГЭ станет обязательным на всей территории России. И теперь нижегородским педагогам вообще и дзержинским в частности ничего не остается делать, как готовиться к его проведению.
На Нижегородчине в форме ЕГЭ в этом году будет сдаваться только русский язык. Судя по всему, экзамен станет испытанием не только для учеников, но и для учителей. Требования к его организации весьма жесткие. Процедура сдачи единого экзамена подробно обговаривалась на совещании в Дзержинском политехническом институте.
Итак, экзамен будет сдаваться в специальных центрах, открытых на базе пяти или шести школ города. Задание за два часа до начала ЕГЭ доставит уполномоченный государственной экзаменационной комиссии. Он же будет наблюдать за экзаменационным процессом.
В течение сорока минут (не более) выпускники должны быть доставлены из своей школы к пункту сдачи ЕГЭ, затем в течение получаса рассажены по кабинетам. Вход в класс разрешен только после предъявления паспорта. Примечательно, что за каждым школьником будет заранее закреплено конкретное место, занять другое он не вправе. Причем окружение будет незнакомым: в соседях у него окажутся ученики не только других классов, но и школ. Любые разговоры категорически запрещены.
Выпускникам будет предложено выполнить три задания. Два первых, составленных в виде теста, отправятся на проверку в специальный федеральный центр. Третье (творческое задание) проверит областная комиссия.
Если школьник получит неуд, в его сертификат «пойдет» средний балл между тем, который получен на ЕГЭ, и годовой оценкой по предмету. Понятно, что доступ в приличный вуз для двоечника «заказан». В принципе, ЕГЭ можно пересдать, но только через год.
Директора школ слушали доклад о ЕГЭ молча, только иногда негромко вставляли свои реплики. «Будут проблемы с паспортами. Среди учеников есть мигранты. Как быть с ними?» – покачал головой седовласый мужчина. «Если процедура сейчас так зарегламентирована, что же дальше будет?» – вздохнул его сосед.
«Работа предстоит сложная, но я уверена, что мы с ней справимся», – подбодрила подчиненных начальник Городского управления образования Людмила Трофимова.
«Ничего страшного с нашим образованием после введения ЕГЭ, думаю, не произойдет. Это новая для нас форма. Естественно, что приживается она болезненно. Просто необходимо потерпеть, – поделился с нашим корреспондентом впечатлениями от информации, прозвучавшей на совещании, директор МОУ ДПО ЦЭМ и ИМС Юрий Барк. – Думаю, неплохо, что экзаменационные работы будут проверять сторонние люди, а не те, которые много лет обучали школьников. Внешняя оценка объективней». По мнению Юрия Барка, ЕГЭ изменит отношение к экзаменам и выпускников, и учителей. И у тех, и у других повысится ответственность.
«У нашей системы образования сейчас масса проблем из-за недофинансирования. Если бы те огромные средства, которые сейчас тратятся на введение ЕГЭ, направить на повышение качества образования, толку, полагаю, было бы больше», – высказал мнение другой участник совещания, попросивший не называть его имени.
А вообще, система ЕГЭ даже для специалистов пока остается уравнением со многими неизвестными. До конца, например, неясно, как же будет происходить зачисление в вузы, например, если желающих учиться в том или ином институте с одинаковым количеством баллов в сертификате больше, чем вакантных мест. Вероятно, вузам все же будет позволено дополнительно применять какие-то свои способы отбора абитуриентов. Как пояснил нам заместитель директора по учебной работе ДПИ НГТУ Михаил Фадеев, из старой системы зачисления в новую может перекочевать такое понятие, как «полупроходной балл», когда учитывается оценка по профильным предметам в школьном аттестате. Наверняка, сохранятся некоторые льготы.
В общем, разбираться в нюансах ЕГЭ нам, судя по всему, предстоит еще долго.
Наталья Панкратова
№3 (422)
Репортер