Олег ДОЛГОПОЛОВ: «Спокойной жизни у должников не будет» ("Репортер")

Опубликовано: 14.01.08

«Причины неисполнения судебных решений бывают как объективные, так и субъективные, – пояснил журналистам Олег Долгополов после окончания приема. – Есть ситуации, когда невозможно, скажем, принудительно взыскать долг. Например, гражданин-должник нигде не работает, и описывать у него нечего, или организация, задолжавшая кому-то деньги, прекратила свое существование. Но, к сожалению, в некоторых случаях принудительного исполнения постановления суда не происходит, потому что тот или иной пристав не проявил должного усердия. Нашим сотрудникам нелегко: у каждого «на руках» одновременно сотни исполнительных производств, но, тем не менее, на людях это не должно отражаться», – высказал точку зрения Олег Долгополов.

В частности, комментируя «дело» Игоря Бусаргина, начальник Нижегородского управления ФССП признал, что судебный пристав использовал не все имеющиеся у него возможности для исполнения решения суда, и ему дана неделя на то, чтобы исправить положение. «У службы судебных приставов есть рычаги воздействия и на органы власти, в том числе – право наложить штраф, привлечь чиновника к уголовной ответственности», – объяснил главный пристав области.

Затем Олег Долгополов ответил на вопросы нашего корреспондента.

– Олег Анатольевич, за короткое время на посту старшего судебного пристава Дзержинска сменилось два руководителя. С чем это связано?

– Они были профессионалами, опытными людьми, но, к сожалению, несколько отстали от времени, перестали соответствовать современным требованиям, которые предъявляются к руководителям подразделений службы судебных приставов.

– Со стороны складывается ощущение, что в течение последнего года руководство ФССП активно «закручивает гайки». В «арсенале» приставов появились весьма жесткие способы принудительного исполнения судебных решений. Наделала шума такая мера, как запрет должникам на выезд за рубежи России. Кстати, думается, уже можно подводить первые итоги этого нововведения. Помогло?

– Помогло. Вообще, служба судебных приставов, в том числе и ее нижегородское управление, стала работать гораздо эффективней. Судите сами. Например, в 2006 году нижегородские приставы-исполнители взыскали 600 миллионов рублей транспортного налога, а в 2007 году – вдвое больше. Заметные успехи были достигнуты и по другим направлениям нашей деятельности. Такой качественный рывок стал возможен благодаря новым более современным методам работы, которые применяет новое руководство ФССП. Свою роль, без сомнения, сыграло и решение не выпускать должников за границу.

– И много нижегородцев благодаря вашим усилиям не смогло выехать за «кордон»?

– Немного. Эта мера сослужила нам хорошую «профилактическую» службу. Мало кому хочется, чтобы его в присутствии множества свидетелей «завернули» на таможенном пункте. Большинство должников, которые собираются за границу, не желая доводить дело до крайности, перед выездом «гасят» свои задолженности. Более того, многие граждане, планирующие поездку за рубеж, теперь специально звонят нам, чтобы поинтересоваться: не числятся ли за ними какие-то долги?

– Но до сих пор идут споры о том, насколько такая мера законна. Есть мнение, что служба судебных приставов нарушает конституционное право граждан на свободу передвижения...

– Я с этим не согласен. В Конституции, кроме прочего, записано, что права одного человека не должны ущемлять прав другого. А должники права других людей ущемляют. Я еще раз напоминаю, что за границу не выпускают только тех граждан, долги с которых взыскиваются по решению суда. Никто не вправе игнорировать судебные постановления. В противном случае судебная система попросту перестанет функционировать.

– В некоторых СМИ прошла информация, что с недавних пор судебные приставы вышли на дороги: вместе с сотрудниками ГИБДД караулят должников на трассах. Автоинспектор останавливает машину и проверяет, не числится ли водитель в списке должников. Если да, то пристав прямо на месте «описывает» имеющееся в наличии имущество...

– В последнее время между службой судебных приставов и ГИБДД, действительно, наладилось тесное взаимодействие, которое не ограничивается совместными дежурствами. Главное, происходит оперативный обмен информацией.

– А еще какие-нибудь «сюрпризы» планируете преподнести должникам?

– Конечно. В скором времени, например, шире будет применяться такая мера, как ограничение права выезда за пределы России. Кроме того, с 1 февраля 2008 года вступают в силу изменения к закону «Об исполнительном производстве», которые существенно расширяют полномочия судебных приставов. В общем, спокойной жизни у людей, которые не желают исполнять решения суда, не будет.

– И все же, не секрет, что многие граждане недовольны работой вашей службы. Куда можно пожаловаться человеку, который считает, что пристав-исполнитель работает не очень эффективно?

– Можно обратиться к кому-то из руководителей службы. В этом нет никакой проблемы. Дзержинцы без труда могут попасть на прием к старшему судебному приставу города. Единственное пожелание – не ограничиваться устными заявлениями, а изложить суть претензий письменно. Каждый четверг я провожу приемы граждан в областном управлении службы, и любой желающий может на них записаться.

Кроме того, можно позвонить секретарю областного управления, который соединит вас с нужным должностным лицом (т. 225-96-70). А вечером можно обращаться в дежурную часть по телефону 225-96-67.

Наталья Панкратова
№2 (421)

Репортер